Случайный тираж
Выставка советской и современной графики
11.07.2024 - 03.11.2024

За последние 6-7 лет появился новый рынок печатной графики молодых авторов — на нем работают онлайн-галереи, ярмарки и маркеты, печатные мастерские и объединения художников, которые продвигают себя сами в интернете. К печатной графике прибегают и художники без специального образования, для которых этот медиум — способ сделать доступнее свое искусство. А иногда с помощью продажи недорогих отпечатков собирают деньги на проект, как это делает Владимир Чернышев из нижегородской мастерской «Тихая». Параллельно увеличивается интерес к советской послевоенной печатной графике — причем как к массовой, многотиражной, которую можно купить за пару тысяч, так и к экспериментальной, выполненной знакомыми мастерами — Верой Матюх, Борисом Ермолаевым, Анатолием Капланом и другими. Наследие ленинградской экспериментальной литографской мастерской стало широко известным современной публике, благодаря выставкам и книгам под кураторством Николая Кононихина, выпущенной при поддержке фонда Анны и Леонида Франц. Так в 2017 году в Музее Ахматовой были показаны работы художников, которых дилер и коллекционер Эрик Эсторик показывал и продавал в начале 60-х в Лондоне и Нью-Йорке — с большим успехом.

Выставка «Случайный тираж» — о визуальных и смысловых рифмах советской печатной графики 60–80-годов и работах современных молодых художников последних лет. 60-е годы — период расцвет печатной графики в Советском Союзе. Причем, в двух плоскостях. Бурное жилищное строительство стимулирует массовый выпуск «доступного искусства» — литографий и линогравюр для украшения квартиры. Одновременно художники, которые хотели найти убежище от соцреализма и заниматься формальными поисками, находили его в печатной графике — литографии, офорте, гравюре. Через отпечатки того времени можно почувствовать дух времени и тенденции в искусстве, в том числе неформальном. Специфика в том, что художники не создают произведения для масштабных проектов, личного тщеславия, рекламы и прочих амбициозных целей. Даже в советское время, когда тиражи были большими, это работы — скорее для «частного использования». Сама эстетика нивелировала даже военную пропаганду и отпечатки получали лирическую интонацию. Случайность — характерная черта как создания отпечатка, ведь каждый отличается от другого, так и его бытования — отпечатки дарят, часто импульсивно покупают, случайно находят на антресолях в «бабушкиных» квартирах.

В каждой отобранной для проекта работе — история, случайный или неслучайный эпизод из жизни художников, мастерских или галерей, которые работали с печатной графикой. Графический кабинет в баре WoD и Ленинградская экспериментальная литографская мастерская, редкие литографии, выпущенные тиражом 5 листов и «массовые» принты, которые печатали тысячными тиражами, академическая школа и эксперимент, натюрморты для украшения квартиры и авторские высказывания о хронике текущих событий. Кураторы не ставят перед собой задачу дать зрителю полноценный исторический экскурс в историю явления, но дать почувствовать «вкус бумаги».

Художники: Вера Матюх, Борис Ермолаев, Александр Ведерников, Виктор Вальцефер, Григорий Израилевич, Анатолий Каплан, Милица Чарнецкая, Андрей Ушин, Семен Белый, Лев Збарский, Александра Бетеева, Александра Гарт, Владимир Чернышев, Алексей Дубинский, Нестор Энгельке, Александра Бурмистрова, Александра Тен, Глеб Баранов, художники объединения Community print и другие.

Работы советских художников отобраны из коллекции KGallery, а также собраний Николая Кононихина, Алексея Парыгина, Кирилла Авелева.

Кураторы: Александра Генералова, Ксения Бендина
Консультант: Николай Кононихин
Партнеры выставки
Made on
Tilda