Ближайшие события
По пятницам 18:30 — 19:30
По пятницам 18:30 — 19:30
Экскурсии по выставке «Николай Рерих. Живопись. Графика. Документы»
На экскурсии по выставке «Николай Рерих. Живопись. Графика. Документы» мы поговорим об учителях Николая Рериха, увидим их работы и узнаем с чего начался его путь. Расскажем как развивалась Рисовальная Школа Императорского Общества Поощрения Художеств в то время как ей руководил Николай Константинович, поговорим о коллегах и учениках Рериха.

Полный билет — 550 руб.
Льготный билет — 300 руб. (для школьников, студентов, пенсионеров и сотрудников музеев РФ).
Бесплатный билет — 0 руб. (для детей дошкольного возраста, инвалидов I и II групп, ветеранов военных действий, жителей блокадного Ленинграда и членов многодетных семей).

Обращаем ваше внимание, что приобретение льготного билета возможно после предъявления документа, подтверждающего право на льготу.

В случае приобретения билета онлайн, его печать на бумажном носителе необязательна.

Регистрация на экскурсию доступна по ссылке.
25 июля 18:30 — 20:00
25 июля 18:30 — 20:00
Лекция Николая Кононихина «Триумф Ленинградской литографии»
Триумф — успех, победа, торжество. Ленинградская литография пошла долгий и непростой путь к триумфу.

Заявив о себе в 1939 году в Москве и получив международное признание в 1961 году она долгие годы замалчивалась к себя на родине. И лишь в ХХI веке получила широкое общественное признание. Как это произошло, мы поговорим на лекции 25 июля в 18:30.

Лекция проходит в рамках параллельной программы выставки «Случайный тираж».

Лектор: Николай Кононихин — искусствовед, коллекционер, публицист, автор многочисленных исследований об истории развития жанра литографии.

Стоимость посещения: 1 000 руб.
Регистрация на мероприятие доступна по ссылке.
27 июля 14:00 — 15:30
27 июля 14:00 — 15:30
Лекция Владимира Мельникова «О мемориальных предметах – свидетельствах почитания преподобного Сергия Радонежского в петербургских семьях Рерихов и Митусовых»
Почитание преподобного Сергия Радонежского в семьях Рерихов и Митусовых – факт поразительный для светской по духу петербургской интеллигентской среды.

Нужно отметить, что именно этим почитанием и Рерихи, и князья Путятины, и Голенищевы-Кутузовы, и Митусовы, и многие другие их родственники и друзья были ограждены от духовного разложения, набравшего силу в кругу «технических» интеллигентов-позитивистов, особенно в нашей, северной столице, в общем-то, довольно-таки вяло, несмотря на официальную поддержку Дома Романовых, включённой в «народное» православие конца XIX – начала XX века. Другое дело – Москва, Псковщина, новгородские монастыри от Валдая до Ферапонтова, Киев, Почаев, Вологда, Кострома, Ярославль, Валаам, Соловки и другие места, где столетиями кипела духовная жизнь. Именно там, на необъятных русских просторах, не истощаются родники почитания преподобного. Сам Владыка Сергий поддерживает их в силе и чистоте.

Последняя из семьи Митусовых, основатель петербургского Музея-института семьи Рерихов Людмила Степановна Митусова любила, как и её родственники Рерихи, путешествовать по российской глубинке. Особое значение во время её паломничеств по Руси Великой отводилось посещению памятных мест преподобного Сергия. Это и Троице-Сергиева Лавра, и Ростов Великий, и Москва, и поле Куликово.

Тринадцатого февраля 2004 года Владыка Сергий послал нам с Людмилой Степановной Митусовой Владислава Монастырского. Почему я так говорю? Потому что всем известно, что единственный в столице храм, посвящённый святому Сергию Радонежскому, имел следующее полное наименование: Сергиевский всей Артиллерии собор. А наш Владислав Валерьевич Монастырский – тогда ещё подполковник, служивший в Михайловской военной артиллерийской академии, – приехал к нам на своей «Волге» и сказал, что в этот день он может отвезти нас к месту бывшего храма и расположенного рядом дома, где родилась Елена Ивановна Шапошникова, будущая супруга великого русского художника Николая Константиновича Рериха… С помощью Владислава мы в тот день в последний раз в жизни Людмилы Степановны проехали по местам Рерихов и Митусовых, посетили здание Музея-института семьи Рерихов, в котором тогда были только горы мусора и разбитой мебели советского пошиба… И мы были очень благодарны за этот подарок, но провиденческий смысл деяний В. В. Монастырского, я думаю, стал понятен нам с ним только сейчас. Действительно, преподобный Сергий является святым покровителем артиллеристов («пушкарей»). И значит, ядерный щит России находится тоже в Его святых руках. Сейчас в Михайловской военной артиллерийской академии, которую закончил и в которой потом работал преподавателем философии В. В. Монастырский, готовят именно таких защитников. Было очень трогательно и приятно посетить в непосредственной близости от этой академии место пришествия в мир последовательницы и ученицы святого Сергия Елены Ивановны Шапошниковой в день её славного рождения. Совершенно правильно Ирина Семёновна Аникина определила в своей давней статье: она пришла в этот мир под сенью преподобного Сергия. Помнится, мы с Людмилой Степановной читали её работу вслух. На Сергиевской улице (ныне улица Чайковского) дом Шапошниковых был отделён всего одним домом от Сергиевского всей Артиллерии собора. Двадцатого марта 1879 года в метрической книге этого храма появилась запись о крещении дочери «коллежского асессора Ивана Ивановича Шапошникова и его законной супруги Екатерины Васильевны, обоих православных». Крёстными девочки, наречённой Еленой, были: младшая сестра матери Людмила Васильевна Голенищева-Кутузова (в браке Рыжова) и коллега отца, инженер-строитель Николай Павлович Высоцкий.

Лектор: Владимир Леонидович Мельников – кандидат культурологии, исследователь наследия Н.К. Рериха.

Стоимость посещения: 1 000 руб.
Регистрация на мероприятие доступна по ссылке.
03 августа 14:00 — 15:30
03 августа 14:00 — 15:30
Лекция Светланы Ляшенко «Жизнь, творчество и судьбы учениц Рериха»
Яркой страницей в истории Рисовальной Школы Императорского Общества Поощрения художеств — старейшего учебного заведения — стала творческая деятельность талантливых учениц так называемого рериховского периода (Н.К. Рерих возглавлял Школу с 1906 по 1918 год).

Заведение имело статус художественно-промышленного направления, в связи с чем учебный процесс проходил в контакте с предприятиями и организациями, представлявшими различные сферы жизни общества. В эти годы деятельность Школы широко освещалась в периодической печати. Ученические выставки были доступны для посетителей и прессы. О педагогах и учениках писали известные критики: А. Бенуа, С. Маковский, И. Лазаревский, Н. Брешко-Брешковский, О. Базанкур.
Значительную часть успешных воспитанников Школы составляли ученицы. Женщины-художницы были гордостью Школы и подавали большие надежды. Их учили известные мастера – в основном, мирискусники – Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, В.А. Щуко, А.А. Рылов, Г.М. Бобровский, К.Х. Вроблевский, А.Э. Линдеман, Н.П. Химона, А. Щусев, А.Р. Эберлинг, С.П. Яремич и др. Ранние работы учениц известны сегодня благодаря «Сборникам работ учащихся школы И. О. П. Х.», выпуск которых был начат в 1910 г. по инициативедиректора школы Н.К. Рериха.
Однако проследить дальнейший творческий путь многих из учениц довольно сложно. Одной из причин является смена фамилий после замужества. О некоторых художницах, к сожалению, на сегодняшний день имеются лишь обрывочные сведения, о других, вообще, нет информации. Но в период обучения их творчество было востребованои оставило определённый след в русском искусстве на данном этапе, укрепив понятие «женщина – художник». Проблемой изучения жизни и творчества художниц является то, что после событий 1917 года менялись устоявшиеся каноны в искусстве и культуре, и не все принимали новую политику страны. Некоторые уезжали (Мария Завадская, в замужестве Понизовкина; Елена Попова, в первом браке Билибина, во втором Питтс). Другие были репрессированы и рано ушли из жизни (Елена Земляницына, принявшая монашеский постриг; Евгения Соснина-Пуцилло, научный сотрудник Рыбинского художественного музея).
Художницам, оставшимся в стране, выпало на долю творить в Советской России. Они работали в разных сферах художественной деятельности и априори участвовали в формировании и развитии советского искусства и культуры. Прежде всего назовём художниц-фарфористок: Ренэ О’Коннель-Михайловскую, Александру Щекатихину-Потоцкую, Марию Лебедеву, Ольгу (Киру) Воронец. Много лет проработала на ювелирной фабрике Нина Фогт (в девичестве Вехтерштейн) – известная художница-эмальер.Успешно работала в книжной графике Антонина Вестфален. Известны живописные работы Антонины Маковской-Плевако (благодаря ей сохранено наследие её мужа — А.В. Маковского).
    Произведения женщин-художниц – выпускниц школы Рериха — находятся во многих музеях России, в том числе центральных. Также их работывходят в частных собрания и пользуются спросом у коллекционеров.

Как сложились судьбы названных художниц и других выпускниц Школы Рериха можно узнать на лекции Светланы Ляшенко – кандидата искусствоведения, научного сотрудника АНО «Центр культурных и научных проектов “АРС”», автора ряда статей о педагогах и ученицах Школы.
Лектор: Светлана Ляшенко, кандидат искусствоведения, автор ряда статей, посвященных преподавателям и ученицам рисовальной школы ИОПХ.

Стоимость посещения: 1 000 руб.
Билеты по ссылке.
НИКОЛАЙ РЕРИХ
Живопись. Графика. Документы. К 150-летию художника
Выставка идёт
01 июля 2024 — 01 сентября 2024

Подробнее
Made on
Tilda