О галерее
Публикации
Визит к минотавру, играющему на свирели
«Я – художник» – так называется выставка Геннадия Устюгова, которая открылась в КGallery (наб. р. Фонтанки, 24). Каждый новый показ этого автора становится событием, хотя его произведения – постоянные участники разных проектов.

Нынешняя выставка включает около ста полотен из частных собраний Петербурга, она организована в год 75-летия Устюгова.

Слово «юбилейная» не подходит этому художнику с неординарной биографией. Устюгов родился в Киргизии в семье русских колонистов. Они уехали еще «при царе», как заметил художник в автобиографии. После войны семья перебралась в Ленинград, юноша, рисовавший с малых лет, поступил в школу при Академии художеств. Учился вместе с легендарным Олегом Григорьевым, но был отчислен через три года за интерес к импрессионистам. На дворе был 1958 год, середина хрущевской оттепели, в Москве уже состоялась триумфальная выставка Пикассо, но в СХШ царили свои порядки. Устюгов нанялся оформителем на завод, Григорьев познакомил его с лидерами ленинградского неофициального искусства. По воспоминаниям современников, Устюгова сразу оценил Александр Арефьев, работавший совсем в других регистрах.

В 1963 году художника настигает тяжелое заболевание, он уничтожает 120 ранних полотен. Вынужденный жить на крошечную пенсию свою и матери, он мужественно борется с недугом, много рисует, правда, иногда с длительными перерывами.

Исследователи находят в картинах Устюгова переклички с русскими символистами из группы «Голубая роза», с Петровым-Водкиным, Матиссом, даже с русскими портретистами XVIII века.

На нынешней выставке эти рифмы читаются. Но сегодня, когда вокруг бушует вакханалия рекламы и глянцевых изданий, самым важным представляется дар Устюгова минимальными средствами – одним цветом, несколькими штрихами — пробудить эмоции и выразить глубокие смыслы.

Эпиграфом к выставке стал небольшой эскиз 2012 года «Пойдем, нарисую картину». На белом холсте несколькими штрихами художник изобразил два домика. На предложение друга фотографа Юрия Молодковца: «Надо же продолжать картину, Геннадий Афанасьевич», – Устюгов честно ответил: «Боюсь испортить».

Возможно, эта сдержанность позволила художнику создать такие замечательные картины, как «Скорбь» с двумя согнутыми фигурами, «Я слушаю тишину» с девушкой, сидящей на берегу моря, «Где воля» с лестницей, которая «опирается» на небо.

Постоянный персонаж Устюгова – маленький кораблик в большом море. Тема одиночества – центральная в творчестве Устюгова, что было отмечено Юрием Новиковым, первым биографом ленинградского андеграунда. Впрочем, она может быть проявлена не буквально, а метафорически, как в картине «Открытое окно», где два кувшина «наблюдают» за парусником, который вместе с двумя облаками создает дружелюбное человеческое лицо.

Картина с длинным названием, иронично объясняющим изображение, «В красной комнате. Царь на своем месте, на троне. А где народ, который поддерживает его» заставляет вспомнить как пушкинского Бориса Годунова, так и наши реалии. Другая работа «Человеку на какой стул сесть» говорит, конечно, не про комфорт, а про выбор жизненной позиции.

Мастерство Устюгова-рисовальщика проявилось в наброске «Минотавр играет на свирели». Древний кровожадный миф переосмыслен художником, бык сменил человеческое тело на тушу мирного парнокопытного.


Вадим Михайлов

Источник: газета Санкт-Петербургские Ведомости, выпуск №181 от 21.09.2012
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10291984@SV_Articles

2013-06-25 17:02:55