О галерее
Публикации
Охотники за жар-птицами

Слово «группа» по отношению к 11 ленинградским художникам первого послевоенного поколения требует оговорок. Они не сочиняли программ и манифестов. К ним, по убеждению куратора выставки Юрия Гоголицына, неприменимо и расхожее понятие «левый ЛОСХ». Да и отношения внутри группы были не-простыми.

История «Одиннадцати» оказалась короткой. В 1972 году состоялась первая выставка группы в зале на Большой Охте, которая вызвала большой интерес у публики и настороженные отзывы в газетах. В 1976-м прошла вторая выставка. На следующий год лидер группы Валерий Ватенин погиб в автокатастрофе, в дальнейшем художники строили свою карьеру самостоятельно.

Четыре года KGallery вела переговоры с петербургскими коллекционерами и наследниками художников. Удалось собрать 160 произведений. Выставка не ограничена 1970-ми годами. На ней показаны как более ранние, так и поздние вещи. Стремясь выявить индивидуальность каждого автора, Гоголицын точно выстроил показ, сначала предъявляя зрителю наиболее репрезентативные полотна, затем – не менее интересные эскизы и рисунки.

В центре выставки фигуры двух художников – Завена Аршакуни и Валерия Ватенина. Во времена существования «Одиннадцати» Аршакуни говорил, что глаз петербуржца, привыкшего к сумрачной погоде, не замечает, как на солнце вода в реках становится зеленой, а ржавые крыши – красными. На картине «Снегопад» это впечатление намеренно усилено. Красные, синие и зеленые трамваи выходят из трампарка, который окружен желтыми деревьями, засыпанными снегом. Картина «Пасьянс» в красно-коричневых тонах точно передает настроение двух дам, коротающих вечер за картами.

В «Заводском дворе» художник блестяще нашел контраст между мрачными постройками и заходящим солнцем.

Ватенинскую картину «Мрамор и железо» можно считать программной для всей группы. Вопреки названию на фоне ржавых труб, занимающих все пространство холста, изображена не античная статуя, а живая модель. Идеал красоты по Ватенину изменчив, художник свободен в его поисках.

Когда Ватенин получил заказ на оформление Дворца бракосочетаний в Невском районе, он предложил сюжет «Ревность» да еще включил персонажей из «Весны» Боттичелли. Строгая комиссия работу отклонила, эскиз сохранился. Так же как сохранился «эскиз рекламы», редкий соц-артовский жест Ватенина. Рядом с красным овалом в духе Петрова-Водкина с вылупляющимся из него юношей шрифтом революционных плакатов и агитфарфора сделана надпись о том, что 3-му грузовому автомобильному парку требуются... Следует список, который завершается «опытным охотником за жар-птицами».

Размер публикации позволяет только упомянуть несколько произведений других авторов. Пейзаж Ярослава Крестовского «Аларчин мост» с розовеющей белой ночью, его же трагический карандашный автопортрет, сделанный слепнущим художником. Эскиз к портрету Маяковского (на снимке), созданный Германом Егошиным, и напоминающая лучшие вещи «Бубнового валета» «Карелия» Виталия Тюленева с огромными летающими по небу «шагаловскими» рыбами.

«Группа «Одиннадцать» вошла в историю ленинградского искусства.

Вадим Михайлов


Источник: газета Санкт-Петербургские Ведомости, выпус №061 от 06.04.2012 
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10287132@SV_Articles

2013-06-25 14:25:35