О галерее
Публикации
Подлинный пуант Анны Карениной
Есть мнение, что русские привнесли в мировую культуру три вещи: икону, классическую литературу XIX века и балет. C таким ограниченным набором можно спорить, но факт, что идея зафиксировать врастание такой балерины, как Лопаткина, в партию Анны Карениной – богатая во всех смыслах.

Существует фильм Сергея Ландо «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники» (2006), рифмующий героиню с Петербургом, – на мой взгляд, превосходный. Но именно фотография с ее способностью остановить/оставить на рассмотрение жест, прыжок и гримасу в известном смысле лучше кинематографа укрупняет, уточняет образ, представляемый артистом, и самого артиста. Тем более что перед нами первая презентация бесподобной балерины средствами развернутого фотографического повествования. А оно обеспечивает совершенно особую длительность, тщательность всматривания.

Более двухсот фотографий Лопаткиной «как есть», Лопаткиной – Анны и уже совершенной, абсолютной Карениной отобраны балериной из более чем тысячи шестисот снимков и составили выставку, а также то, что «еще раз» останется навсегда и для всех – альбом (издательство «Золотой век», СПб).

Описывать фотографии глупо: получается сущая банальность, хоть про невиданную стать балерины толкуй, хоть про сильное напряжение, породившее морщинку меж бровей.

И все же тут особый случай: перед нами совершенно иная – альтернативная традиционной «женскости», – возникает Анна. С одной стороны, короткая стрижка, рыжие волосы, профиль будто из «Ночного портье» (вспоминайте Шарлоту Рэмплинг в фильме Лилианы Кавани с его безумной страстью, сценой смертельного танца, ощущением свободы взаперти, наконец – с отрубленной головой...).

А с другой – женщина ли эта Анна вообще? Ведь чудится, что Лопаткина могла бы станцевать Алексея Александровича Каренина – настолько строг ее нрав, настолько стройна ее выраженная в линиях тела и движениях нравственность. Эта Анна царит, а значит, всеобъемлет; перед нами чувство, а не часть его – чувственность; вот что все же роднит героиню Лопаткиной с хрестоматийной героиней Толстого. Безупречность, небытовая безупречность. Редчайший дар.

Фотограф Марина Гуляева работала на репетициях балета, который ставил Алексей Ратманский в Мариинском театре, всего лишь с 4 по 15 апреля. Она стремилась, кажется, остаться невидимой, будто «по ту сторону фотовспышки», но ее заслуга – высокий профессионализм и сочувствие, сотворчество – очевидны. Понятно, за кем было последнее слово, однако перед нами в высшей степени совместный проект.

Альбом включил в себя даже детский портрет Ульяны, записи из личного дневника артистки, почти неотличимые от цитат из романа, ее предисловие с признанием: «Снимали репетицию, а заглянули в душу», статью искусствоведа Антона Успенского, которая «все» объяснит и про Каренину, и про Лопаткину, и про балет. А также посвящение «русской балерине» и, эпиграфом, снижающая пафос строчка Михаила Барышникова, отсылающая к месту рождения Ульяны, – «Таланта мощного Керчи не разобрать на кирпичи!..».

Выставка же, расположенная в сложном пространстве KGallery – много разных помещений, лестница, второй этаж, – выстроена как предельно драматический путь. Балерина и Анна, Партнер и Вронский (Юрий Смекалов), Каренин (Сергей Бережной); темное, светлое, объятье, резкий взгляд, нежности миг, порыв, нога как «нате!», опущенные веки, крупные планы, красное платье ударом... Реальный удивительный на перилах галереи красно-синий крючконосый попугай, странно уместный на фоне фотографий и балетной пачки... И – вдруг, когда ты весь уже в плоскости снимков, полных движения и жгучей боли, – музейно-покойный объем: в прозрачном кубе «Подлинный пуант Анны Карениной». Феноменально.

Подлинный – чей? Гением вымышленной сто тридцать пять лет назад женщины? Гениальной балерины XXI века?

«И провести границу меж нас я не могу».

Розовая нежная балетная обувь. Все, что осталось после катастрофы, после того, как «будто бы железом, обмокнутым в сурьму, тебя вели нарезом»... и свет был так же жестокосерд.


Ольга Шервуд


Источник: Санкт-Петербургские ведомости, впуск №114 от 24.06.2010
http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10267387@SV_Articles

2013-06-20 18:31:22