О галерее
Публикации
От радуги до поцелуя
Предыдущая персональная выставка одного из самых ярких художников Серебряного века - Константина Сомова прошла целых 50 лет назад в Русском музее и была приурочена к столетию со дня рождения мастера. Петербургская KGallery решила это упущение исправить и собрала в нескольких залах более 80 работ Сомова из музейных и частных коллекций.
Петербургская KGallery собрала в нескольких залах более 80 работ Сомова из музейных и частных коллекций. Фото: Владимир Терешков/РГПетербургская KGallery собрала в нескольких залах более 80 работ Сомова из музейных и частных коллекций. Фото: Владимир Терешков/РГ
Петербургская KGallery собрала в нескольких залах более 80 работ Сомова из музейных и частных коллекций. Фото: Владимир Терешков/РГ 

"Художник радуг и поцелуев" - так Константина Сомова называли еще при жизни. Поводом тому - целая серия картин с изображением "семицветной красавицы" (так в письмах называл радугу сам художник) и провокационные иллюстрации к сборнику фривольной поэзии и прозы "Книга Маркизы". На выставке можно увидеть и те и другие работы, но... в самом последнем зале. Показать творческие возможности мастера с другой стороны - такую задачу ставили перед собой организаторы.

Правда, прежде чем перейти к живописи и графике, фарфору и открыткам, гостей знакомят с самим художником: открывается выставка уникальным фотоархивом, где Сомова можно увидеть и гимназистом, и во время работы в петербургской квартире, и с Сергеем Рахманиновым на выставке русского искусства в Нью-Йорке, и даже в костюме Аладдина - он, как известно, любил маскарады.

- Этот фотоархив, предоставленный нам наследниками художника, пожалуй, самое важное на выставке. Все работы Сомова, которые вы здесь увидите, так или иначе были известны и в разное время демонстрировались, а фотографии выставляются впервые, - рассказывает куратор экспозиции Кристина Березовская.

Следующий зал посвящен таланту Сомова-пейзажиста: "Ораниенбаумский парк", "Сад в Мартышкино", "Роща на берегу моря" - все это работы раннего периода, но уже по ним было ясно: художник не похож ни на кого. Да, массивы зелени иллюзорны и объемны, но выглядят они совсем иначе, чем, например, у импрессиониста Моне.

- Работы Сомова, безусловно, для разглядывания, для вдумчивого созерцания. Но, когда будете смотреть, обратите внимание еще и на даты. Он писал в годы революции, послереволюционной разрухи, и чем заняты его мысли? Возьмите того же Кустодиева (а они были дружны) - даже у него есть шагающий пролетарий! Поищите такое у Сомова. Не найдете. Он воспринимал искусство как чистую материю, которая не должна откликаться на подобные вещи, - подчеркивает искусствовед Дмитрий Северюхин.

Из портретной серии внимание привлекает графический набросок Блока. Русский музей, кстати, тоже предоставил для выставки одну картину - "Обнаженный юноша", которого художник писал со спортсмена Снежковского. В последнем зале можно увидеть несколько изящных фарфоровых статуэток на тему маскарада, а еще ту самую "Радугу" - именно эта картина десять лет назад побила все рекорды на торгах русского искусства Christie s в Лондоне, где была продана более чем за 7 миллионов долларов.

- Константин Сомов сегодня один из самых дорогих художников на рынке русского искусства, и это при том, что сам он всю жизнь был недоволен своим творчеством. Его письма изобилуют фразами вроде: "опять написал какую-то гадость", "видимо, никогда мне не стать художником". В постоянных экспозициях музеев его работ мало, потому что их надо показывать как раз в камерных галереях. Рядом с "Девятым валом" или "Последним днем Помпеи" мы их просто не заметим, - говорит Дмитрий Северюхин.

Петербургская выставка продлится до 14 мая.

Источник: Российская газета
https://rg.ru/2017/03/27/reg-szfo/vpervye-za-polveka-otkrylas-vystavka-konstantina-somova.html

2017-04-16 15:29:01