О галерее
Публикации
Большая выставка Константина Сомова в Санкт-Петербурге
 
Впервые за последние 50 лет в России проводится столь масштабная выставка выдающегося представителя объединения «Мир искусства»: в экспозиции питерской KGallery более 80 работ Сомова из музеев и частных собраний

Представитель художественного объединения «Мир искусства», декадент и денди, Сомов всю жизнь был недоволен собой, оттачивал талант и искал совершенства. Подобно многим «мирискусникам», художник часто обращался к образам прошлого, создавал утончённые картины из XVIII века. Его судьба достаточно типична для русских эмигрантов 1920-х годов, но в отличие от многих Сомов сумел и вдалеке от Родины снискать успех и доказать неоспоримость своего уникального дарования.

Константин Андреевич Сомов (1869–1939) родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа А. И. Сомова и с детства был окружен искусством. Уже в гимназии Карла Мая познакомился и сблизился с Александром Бенуа, Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым, позже вместе с Сергеем Дягилевым они участвовали в создании общества и одноименного журнала «Мир искусства». Учился у Ильи Репина в Академии художеств и в Академии Коларосси в Париже.

Сомов написал множество портретов современников: Михаила Кузмина, Мстислава Добужинского, Сергея Рахманинова, широко известен и до сих пор вызывает отчаянные споры его портрет Александра Блока. Он занимался не только живописью и графикой, им были созданы изысканные фарфоровые композиции, высоко ценится его работа в качестве книжного графика. Одной из наиболее известных работ Сомова стали эротические иллюстрации к куртуазному сборнику «Книга Маркизы».

Первая персональная выставка Сомова состоялась в Петербурге в 1903 году. Уже тогда художник был чрезвычайно популярен в Германии, где также прошли две выставки и постоянно публиковались его работы. В 1923 году Константин Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки» и больше в Россию не возвращался. С 1925 года он жил во Франции, где создал ряд провокационных произведений, воспевающих красоту молодого тела.

Последние ретроспективные выставки художника проходили в 1969–1971 годах и были приурочены к 100-летию со дня его рождения. С тех пор в России персональных выставок не проводилось.

Текущая экспозиция в KGallery включает в себя работы из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры И. И. Бродского, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из нескольких десятков частных собраний Европы, Санкт-Петербурга и Москвы.

Открывает выставку уникальный фотоархив, где Сомова можно увидеть и гимназистом, и во время работы в петербургской квартире, и с Сергеем Рахманиновым на выставке русского искусства в Нью-Йорке, и даже в костюме Аладдина — он, как известно, любил маскарады.

«Этот фотоархив, предоставленный нам наследниками художника, пожалуй, самое важное на выставке. Все работы Сомова, которые вы здесь увидите, так или иначе были известны и в разное время демонстрировались, а фотографии выставляются впервые», — рассказывает куратор экспозиции Кристина Березовская.

Следующий зал посвящен таланту Сомова-пейзажиста: «Ораниенбаумский парк», «Сад в Мартышкино», «Роща на берегу моря» — все это работы раннего периода, но уже по ним ясно: художник не похож ни на кого. Да, массивы зелени иллюзорны и объемны, но выглядят они совсем иначе, чем, например, у импрессиониста Моне.

«Работы Сомова, безусловно, для разглядывания, для вдумчивого созерцания. Но, когда будете смотреть, обратите внимание еще и на даты. Он писал в годы революции, послереволюционной разрухи, и чем заняты его мысли? Возьмите того же Кустодиева (а они были дружны) — даже у него есть шагающий пролетарий! Поищите такое у Сомова. Не найдете. Он воспринимал искусство как чистую материю, которая не должна откликаться на подобные вещи», — подчеркивает искусствовед Дмитрий Северюхин.

Из портретной серии внимание привлекает графический набросок Блока. Русский музей, кстати, тоже предоставил для выставки одну картину — «Обнаженный юноша», которого художник писал со спортсмена Снежковского. В последнем зале можно увидеть несколько изящных фарфоровых статуэток на тему маскарада, а еще ту самую «Радугу» — именно эта картина десять лет назад побила все рекорды на торгах русского искусства Christie’s в Лондоне, когда была продана за 7,33 миллиона долларов.

«Константин Сомов сегодня один из самых дорогих художников на рынке русского искусства, и это при том, что сам он всю жизнь был недоволен своим творчеством. Его письма изобилуют фразами вроде: “опять написал какую-то гадость”, “видимо, никогда мне не стать художником”. В постоянных экспозициях музеев его работ мало, потому что их надо показывать как раз в камерных галереях. Рядом с “Девятым валом” или “Последним днем Помпеи” мы их просто не заметим», — говорит Дмитрий Северюхин.

К выставке подготовлен богато иллюстрированный каталог с рядом научных статей ведущих специалистов в области русского искусства начала ХХ века.

Источник: Art investment
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170330_konstantin_somov_exhibition.html

2017-04-14 16:43:04