Новости
Архив
Кузьма Петров-Водкин и его ученики

ВЫСТАВКА "КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН И ЕГО УЧЕНИКИ"

29 МАРТА - 18 АПРЕЛЯ 2007 года

11.00 - 20.00. Ежедневно






Имя Кузьмы Петрова-Водкина – крупнейшего мастера живописи и графики Ленинградской школы искусств ХХ века, широко известно и пользуется заслуженным признанием. Его монументальные работы предреволюционного периода «Купание красного коня» и «На линии огня», а также историко-символические полотна 20-х годов «Петроградская мадонна», «После боя», признаны этапными полотнами русской культуры прошедшего столетия. Однако, несмотря на активное участие  мастера в  художественной жизни Ленинграда и всей страны, его философско-религиозные картины и многие подготовительные материалы к значительным произведениям известны мало, и давно осели в частных собраниях Москвы и Петербурга. А между тем  зарисовки женских образов, восточных и европейских пейзажей, наконец, художественные интерпретации библейских сюжетов,  демонстрируют глубокий  пласт переживаний художника, неоднозначно воспринимавшего язык искусства, метод общения художника со зрителем.

Формирование Петрова – Водкина как художника падало на начало ХХ столетия, когда  художественные течения предпочитали вдохновляться негритянским народным искусством,  индийскими миниатюрами, японской гравюрой или русским лубком и сезанизмом, но его почитание итальянского монументализма и  радостного цвета русских икон,  позволяло твердо встать на путь  одухотворенности и реализма. Его «Изгнание из рая» стало живописным размышлением об испытаниях, которое несет род человеческий со времен далеких, мифических  прародителей. Его «Иисус – сеятель» - образ Великого Учителя человечества, несущего знания и веру в лучшее будущее всем и каждому, стремящемуся к  добру и совершенству. Его женские образы «работницы» и «мадонны» , восходят к неповторимым  и восхитительным  образам эпохи итальянского Возрождения, когда женщина была признана музой, покровительницей и вдохновительницей искусства таких титанов человечества как Тициан, Рафаэль и Леонардо. Многогранный и многоплановый художник свободно владел всеми жанрами живописного искусства. Его исторические картины революционной поры были в меру символичны. Его натюрморты обладали помимо визуальной реалистичности философской образностью, а портретируемые под кистью мастера обретали значительность музейных моделей.

Устроители выставки между собой определили экспозицию как «Неизвестный Петров – Водкин», совсем не претендуя на то, что все выставленное неизвестно специалистам или знатокам русского искусства. Такое определение указывает лишь на большую редкость всего полученного из рук частных собирателей. Этому же определению соответствует та часть экспозиции, которая посвящена творчеству учеников Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина, среди которых были такие известные мастера как Чупятов, Самохвалов и другие.

Среди картин великого мастера планируется представить публике произведения из религиозного цикла такие как, «Иисус-сеятель» и «Изгнание из Рая», демонстрирующие  те высоты, которых достиг художник в раскрытии библейской тематики и глубину постижения и осмысления философского смысла христианства.

На выставке будет продемонстрирован и редкий «Автопортрет» 1907 года. В начале XX века благодаря моде в Италии и Франции русские художники начали писать автопортреты. За этими портретами гонялись не только российские коллекционеры, но и западные, и, будучи во Франции, Петров-Водкин убедился, что известность можно получить только тогда, когда твой портрет попадёт в известную галерею. Эту цель он и преследовал, создавая своё изображение.

Ещё большую редкость представляет впервые показываемое на выставке картина 1921 года «Отражение. Самарканд». Она навеяна миражами и сказаниями Средней Азии, с которыми художник столкнулся во время участия в научной экспедиции Петроградского института материальной культуры. Картина многие годы была неизвестна даже знатокам творчества художника. Её обнаружили после кончины близкого друга Петрова-Водкина в художественной мансарде Баскова переулка, когда ликвидировали залежи картин и эскизов скончавшегося мастера.  От гибели полотно спасло случайное присутствие при разборе завалов одного известного петербургского коллекционера. На выставке из частных собраний она будет демонстрироваться впервые.