Новости
Архив
ТАТЬЯНА ГЛЕБОВА. АЛМА-АТА
Татьяна Глебова в Алма-Ате.

Летом  1942 года Татьяна Глебова уезжает из Ленинграда в эвакуацию.  К весне этого  года силы художницы были на исходе. Она  уже больше лежала, чем ходила. Спасло  ее от смерти только помещение в стационар.  Через две недели, окрепнув, Глебова вернулась домой, но за это время мать и сестра уехали в эвакуацию.   Глебова поехала к ним в Алма-Ату.  

     


В этом городе во время войны собрались многие ленинградские и московские художники, писатели, здесь работали киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм», которые объединились на этот период с алма-атинской студией. Рядом с Глебовой в это время были Всеволод Воинов,    Сергей Калмыков,  Дмитрий Митрохин, Меер  Аксельрод, Павел  Зальцман (как и Глебова, ученик Филонова), Раиса Великанова,  Василий Ушаков,  Моисей  Левин. Здесь же произошла встреча    с Владимиром Васильевичем Стерлиговым, определившее всю ее дальнейшую жизнь.  

Глебова начинает работать на киностудии. Она постоянно участвует в отчетных выставках художников этой студии вместе с Левиным, который еще в предвоенные годы на «Ленфильме» оформлял фильмы о Казахстане;  с  Кулахметом  Ходжиковым,  который был ведущим художником студии и участвовал в работе практически над всеми фильмами военного времени. Глебова была художником-контрактантом студии. А это значит, что студия обеспечивала по положению о контрактации не только средствами к элементарному существованию,  но и инструментами и материалами для работы, что также было немаловажно.

Среди набросков и акварелей Глебовой сохранились работы с изображениями людей в национальных одеждах и  персонажей фильма «Джамбул».  Глебова работала именно над костюмами для фильма.  В 1943 году она несколько раз показывала эти листы на выставках: в феврале -  на закрытой выставке эскизов к кинофильму «Джамбул»  художников киностудии; в июне – на республиканской художественной выставке «Великая Отечественная война»; в сентябре -  на Всесоюзной художественной выставкев Москве.   Фильм «Джамбул», для которого были созданы костюмы, вышел в Алма-Ате на студии хроникальных фильмовтолько  в 1952 году.

1943  года Глебова и Стерлигов стали жить вместе.  Карандашный рисунок показывает скромный быт художников.  Владимир Васильевич рисует, кто-то (возможно, сестра Глебовой Людмила) лежит на постели. А над постелью на стене – гитара, постоянный атрибут многих «музыкальных» произведений Глебовой в 1950е -1970-е годы. Рабочий стол - у окна.  За окном – двор или часть улицы со стволами старых деревьев, которые так восхищали всех художников, эвакуированных в Алма-Ату. Глебова, как  Стерлигов, Митрохин, Ушаков и другие, оставила целый ряд зарисовок стволов  таких деревьев  - мощных, сложно закрученных или высоких, как свечи, пирамидальных тополей.
         



В одном из рисунков   мы встречаемся  с редким жанром, несвойственным художнице,  -  натюрмортом.     До начала 1940-х годов в творчестве Глебовой не было натюрмортов.  В блокадном Ленинграде, затем в Алма-Ате она, неожиданно для себя, открывает  красоту натюрморта – «ключом голода», как она говорила.  Алма-Ата, конечно, не Ленинград. Голод не так сильно ощущался, но все же был.  И в послевоенном творчестве  среди ее работ появляются натюрморты.

Среди набросков, представленных на выставке,  есть ряд портретов.  Одна часть из них, очевидно, друзья и знакомые из близкого окружения.  Другая часть – колоритные изображения дам с высокими прическами. Существует рисунок Глебовой, который объясняет появление этих «моделей».  Изображая художника Воинова на базаре, художница рисует подобных дам, стоящими за прилавками рынка.  Появляются портреты алма-атинских модниц и на рисунках рядом с солдатами. В годы войны в городе было организовано 11 госпиталей, поэтому люди в военной форме – мужчины и женщины – нередки в работах Глебовой.  В блокадном Ленинграде художница считала своей задачей «рисовать, как летописец».  В Алма-Ате эта задача немного легче и разнообразней.

В июне 1943 года на большой республиканской выставке «Великая Отечественная война» Глебова впервые выставляет свои работы вместе со Стерлиговым,  а в сентябре того же года они показывают уже совместную выставку «Месяц на этюдах».  Этот месяц художники провели «на Или» - на северном склоне хребта Заилийского Алатау. Пейзажи с уникальными фруктовыми и      реликтовыми лесами,  обширными альпийскими лугами, высокогорными степями, горными озерами и высящимися  ледниками и скалами – все попадало на графические листы.  Пейзажи дополнялись сценами ежедневной жизни жителей этих мест и изображениями встречаемых людей с подчеркнутой этнографической  особенностью внешности и костюма.  Здесь, «на Или» обитает большое количество видов птиц и зверей.  Но, возможно, их зарисовки создавались Глебовой   в алма-атинском зверинце.

После возвращения в  Ленинград в 1945 году начинается новая эпоха в жизни и творчестве Глебовой.


Рисунки, наброски и акварели, представленные на выставке,  не претендуют на законченность и обобщенность композиций. Они не появлялись на выставках, не были опубликованы в изданиях (все еще немногочисленных), посвященных творчеству Глебовой,  но они документальны и несут в себе «зародыши» послевоенного творчества художницы.

 

 

 

Стоимость входных билетов: 200 рублей, льготные билеты: 100 рублей (пенсионеры, студенты, школьники, сотрудники музеев). 

Для жителей блокадного Ленинграда, инвалидов 1 и 2 групп и ветеранов военных действий вход бесплатный.