Художники
Коллекция
Тышлер Александр Григорьевич
(1898-1980)

Александр Григорьевич Тышлер родился в Мелитополе, в семье столяра-краснодеревщика. Художник вспоминал: «Отец мой был столяр, дед и прадед тоже, отсюда и наша фамилия, «Тышлер» значит столяр. Мама моя была кавказская еврейка, в девичестве – Джинджихашвили. Семья была большая: восемь душ детей – три дочери, пять сыновей, я последний. Рисовать мальчик начал рано, помогая ремесленникам расписывать на заказ домашнюю утварь: «У нас в Мелитополе был большой двор. Он был населен ремесленниками – столярами и плотниками, бондарями, кузнецами, жестянщиками. Обитали во дворе и маляры. Они раскрашивали брички, расписывали железные кровати. Уходя в пивную, они доверяли мне свою нелегкую работу, которая для меня была наслаждением. Я расписывал повозки, изображал украинские пейзажи с белыми хатами и луной на черных спинках кроватей»
В 1914 Тышлер переезжает в Киев и поступает в Киевское художественное училище, которое заканчивает в 1917 году. Художник продолжает образование посещая студию Александры Экстер, где знакомится с О.Мандельштамом, В. Шкловским, И. Эренбургом.
В 1919-1920-х годах А. Тышлер принимал участие в гражданской войне, был красноармейцем. После демобилизации он поступает во ВХУТЕМАС в мастерскую В.А. Фаворского.
А. Г. Тышлер - безудержный фантазер и мечтатель, на его картинах причудливо переплетается явь и фантазия, возникают и живут хрупкие девушки, несущие на головах и плечах натюрморты или декорации, какие-то странные сооружения, символизирующие театр или праздничный балаган, крепость или морскую стихию. Александр Тышлер в двадцатые годы не раз представлял российское искусство на международных выставках: в Дрездене, Харбине, на Биенале в Венеции в 1928 году, но в 30-е становится неугоден власти. Искусство Тышлера с его фантасмагориями и гротеском не вписывалось в официальное соцреалистическое искусство. Художник много работает в театре, где он реализует свою склонность к игре, гротеску и причудливым превращениям, но совершенно не участвует в выставках.
С середины 1940-х годов Тышлер пишет серии натюрмортов-портретов, в которых создает своеобразную гармонию человека и вещей. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет. Во многих из них голова женщины заключена в высокую конструкцию, напоминающую или шляпу, или клетку. Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, и иносказаниями. Созданные им образы несут в себе печать богатого воображения художника, романтической взволнованности. В 1950-е годы художник обращается к деревянной скульптуре. Из найденных в лесу веток рождаются сказочные образы — дриады, Дафны, невесты. Иногда дерево раскрашивалось художником, но чаще оставались естественными цвет и фактура.

Творчество Александра Тышлера трудно отнести к какому-либо течению. Он был в числе немногих художников, кто не примкнул к линии социалистического реализма. Официально работая в театре, с конца 1930-х годов он почти не показывал своих работ публично. И только в 1960-е, в годы "оттепели", он смог открыто заниматься творчеством и выставлять свои работы.
Умер Александр Тышлер 5 июля 1980 года в Москве.

Эскиз женского костюма. 1953 г.
Бумага, карандаш, гуашь. 30,8x21 см.
Другие работы художника: